Определяйте и инициализируйте переменные-члены в одном порядкеРезюме
Переменные-члены всегда инициализируются в том порядке, в котором они объявлены при определении класса; порядок их упоминания в списке инициализации конструктора игнорируется. Убедитесь, что в коде конструктора указан тот же порядок, что и в определении класса.
В конструкторах предпочитайте инициализацию присваиваниюРезюме
В конструкторах использование инициализации вместо присваивания для установки значений переменных-членов предохраняет от ненужной работы времени выполнения при том же объеме вводимого исходного текста.
Избегайте вызовов виртуальных функций в конструкторах и деструкторахРезюме
Внутри конструкторов и деструкторов виртуальные функции теряют виртуальность. Хуже того — все прямые или косвенные вызовы нереализованных чисто виртуальных функций из конструктора или деструктора приводят к неопределенному поведению. Если ваш дизайн требует виртуальной передачи в производный класс из конструктора или деструктора базового класса, следует воспользоваться иной методикой, например, постконструкторами.
Делайте деструкторы базовых
Удалять или не удалять — вот в чем вопрос! Если следует обеспечить возможность удаления посредством указателя на базовый класс, то деструктор базового класса должен быть открытым и виртуальным. В противном случае он должен быть защищенным и невиртуальным.
Деструкторы, функции освобождения ресурсов и обмена не ошибаютсяРезюме
Все запуски этих функций должны быть успешными. Никогда не позволяйте ошибке выйти за пределы деструктора, функции освобождения ресурса (например, оператора delete) или функции обмена. В частности, типы, деструкторы которых могут генерировать исключения, категорически запрещено использовать со стандартной библиотекой C++.
Копируйте и ликвидируйте согласованноРезюме
Если вы определили одну из следующего списка функций— копирующий конструктор, оператор копирующего присваивания или деструктор — вероятно, вам потребуется определить и обе оставшиеся функции (или по крайней мере одну из них).
Явно разрешайте или запрещайте копированиеРезюме
Копируйте со знанием дела: тщательно выбирайте между использованием сгенерированных компилятором копирующего конструктора и оператора присваивания, написанием собственных версий или явным запрещением обоих, если копирование не должно быть разрешено.
Избегайте срезки. Подумайте
Срезка объектов происходит автоматически, невидимо и может приводить к полному разрушению чудесного полиморфного дизайна. Подумайте о полном запрете копирующего конструктора и копирующего присваивания в базовых классах. Вместо них можно использовать виртуальную функцию-член Clone, если пользователям вашего класса необходимо получать полиморфные (полные, глубокие) копии.
Предпочитайте канонический вид присваиванияРезюме
При реализации оператора operator= предпочитайте использовать канонический вид — невиртуальный с определенной сигнатурой.
Обеспечьте бессбойную функцию обменаРезюме
Обычно имеет смысл предоставить для класса функцию swap в целях эффективного и бессбойного обмена внутреннего содержимого объекта с внутренним содержимым другого объекта. Такая функция может пригодиться для реализации ряда идиом, от простого перемещения объектов до реализации присваивания, легко обеспечивающего функцию принятия результатов работы со строгими гарантиями безопасности для вызывающего кода (см. также рекомендацию 51).
Храните типы и их свободный интерфейс в одном пространстве именРезюме
Функции, не являющиеся членами и разработанные как часть интерфейса класса X (в особенности операторы и вспомогательные функции), должны быть определены в том же пространстве имен, что и X, что обеспечивает их корректный вызов.
Храните типы и функции в разных
Оберегайте ваши типы от непреднамеренного поиска, зависящего от аргументов (argument-dependent lookup — ADL, известный также как поиск Кёнига); однако преднамеренный поиск должен завершаться успешно. Этого можно добиться путем размещения типов в своих собственных пространствах имен (вместе с непосредственно связанными с ними свободными функциями; см. рекомендацию 57). Избегайте помещения типов в те же пространства имен, что и шаблоны функций или операторов).
Не используйте using для пространств
Директива using для пространств имен создана для вашего удобства, а не для головной боли других. Никогда не используйте объявления или директивы using перед директивой #include.
Вывод: не используйте директивы using для пространств имен или using-объявления в заголовочных файлах. Вместо этого полностью квалифицируйте все имена. (Второе правило следует из первого, поскольку заголовочные файлы не могут знать, какие другие директивы #include могут появиться в тексте после них.)
Избегайте выделения и освобождения памяти в разных модуляхРезюме
Золотое правило программиста — положи, где взял. Выделение памяти в одном модуле, а освобождение в другом делает программу более хрупкой, создавая тонкую дальнюю зависимость между этими модулями. Такие модули должны быть компилируемы одной и той же версией компилятора с одними и теми же флагами (в частности, отладочные версии и версии NDEBUG) и с одной и той же реализацией стандартной библиотеки; кроме того, с практической точки зрения лучше, чтобы модуль, выделяющий память, оставался загружен при ее освобождении.
Не определяйте в заголовочном файле объекты со связываниемРезюме
Объекты со связыванием, включая переменные или функции уровня пространства имен, обладают выделенной для них памятью. Определение таких объектов в заголовочных файлах приводит либо к ошибкам времени компоновки, либо к бесполезному расходу памяти. Помещайте все объекты со связыванием в файлы реализации.
Не позволяйте исключениям пересекать границы модулейРезюме
Не бросайте камни в соседский огород — поскольку нет повсеместно распространенного бинарного стандарта для обработки исключений C++, не позволяйте исключениям пересекать распространяться между двумя частями кода, если только вы не в состоянии контролировать, каким компилятором и с какими опциями скомпилированы обе эти части кода. В противном случае может оказаться, что модули не поддерживают совместимые реализации распространения исключений. Обычно это правило сводится к следующему: не позволяйте исключениям пересекать границы модулей/подсистем.
Используйте достаточно переносимые типы в интерфейсах модулейРезюме
Не позволяйте типам появляться во внешнем интерфейсе модуля, если только вы не уверены в том, что все пользователи смогут корректно их понять и работать с ними. Используйте наивысший уровень абстракции, который в состоянии понять клиентский код.
Разумно сочетайте статический и динамический полиморфизмРезюме
Статический и динамический полиморфизм дополняют друг друга. Следует ясно представлять себе их преимущества и недостатки, чтобы использовать каждый из них там, где он дает наилучшие результаты, и сочетать их так, чтобы получить лучшее из обоих миров.
Выполняйте настройку явно и преднамеренноРезюме
При разработке шаблона точки настройки должны быть написаны корректно, с особой тщательностью, а также ясно прокомментированы. При использовании шаблона необходимо четко знать, как именно следует настроить шаблон для работы с вашим типом, и выполнить соответствующие действия.
Не специализируйте шаблоны функцийРезюме
При расширении некоторого шаблона функции (включая std::swap) избегайте попыток специализации шаблона. Вместо этого используйте перегрузку шаблона функции, которую следует поместить в пространство имен типа(ов), для которых разработана данная перегрузка (см. рекомендацию 57). При написании собственного шаблона функции также избегайте его специализации.
Пишите максимально обобщенный кодРезюме
Используйте для реализации функциональности наиболее обобщенные и абстрактные средства.
Широко применяйте assert для документирования внутренних допущений и инвариантовРезюме
Используйте assert или его эквивалент для документирования внутренних допущений в модуле (т.е. там, где вызываемый и вызывающий код поддерживаются одним и тем же программистом или командой), которые должны всегда выполняться (в противном случае они являются следствием программной ошибки; например, нарушение постусловий функции, обнаруженное вызывающим кодом). (См. также рекомендацию 70.) Убедитесь, что использование assert не приводит к побочным действиям.
Определите разумную стратегию обработки ошибок и строго ей следуйтеРезюме
Еще на ранней стадии проектирования разработайте практичную, последовательную и разумную стратегию обработки ошибок и строго следуйте ей. Убедитесь, что ваша стратегия включает следующее.
Идентификация: какие условия являются ошибкой.
Строгость: насколько важна каждая ошибка.
Обнаружение: какой код отвечает за обнаружение ошибки.
Распространение: какой механизм используется для описания и распространения уведомления об ошибке в каждом модуле.
Обработка: какой код отвечает за выполнение действий, связанных с ошибкой.
Уведомление: каким образом информация об ошибке вносится в журнальный файл или производится уведомление пользователя программы.
Изменяйте механизмы обработки ошибок только в пределах границ модуля.
Отличайте ошибки от ситуаций, не являющихся ошибкамиРезюме
Функция представляет собой единицу работы. Таким образом, сбои следует рассматривать либо как ошибки, либо как штатные ситуации, в зависимости от их влияния на функции. В функции f сбой является ошибкой тогда и только тогда, когда он нарушает одно из предусловий f, не позволяет выполнить предусловие вызываемой ею функции, препятствует достижению собственных постусловий f или сохранению инварианта, за поддержку которого отвечает функция f.
В частности, в этой рекомендации мы исключаем внутренние программные ошибки (т.е. те, где за вызывающий и вызываемый код отвечает один и тот же человек или команда, например, в пределах одного модуля). Они представляют собой отдельную категорию ошибок, для работы с которой используется такое средство, как проверки (см. рекомендацию 68).
Проектируйте и пишите безопасный в отношении ошибок кодРезюме
В каждой функции обеспечивайте наиболее строгую гарантию безопасности, какой только можно добиться без дополнительных затрат со стороны вызывающего кода, не требующего такого уровня гарантии. Всегда обеспечивайте, как минимум, базовую гарантию безопасности.
Убедитесь, что при любых ошибках ваша программа всегда остается в корректном состоянии (в этом и заключается базовая гарантия). Остерегайтесь ошибок, нарушающих инвариант (включая утечки, но не ограничиваясь ими).
Желательно дополнительно гарантировать, что конечное состояние либо является исходным состоянием (в результате отката после происшедшей ошибки), либо корректно вычисленным целевым состоянием (если ошибок не было). Это — строгая гарантия безопасности.
Еще лучше гарантировать, что сбой в процессе операции невозможен. Хотя для большинства функций это невозможно, такую гарантию следует обеспечить для таких функций, как деструкторы и функции освобождения ресурсов. Данная гарантия — гарантия бессбойности.
Для уведомления об ошибках следует использовать исключенияРезюме
Для уведомления об ошибках лучше использовать механизм исключений, а не коды ошибок. Применять коды состояния (например, коды ошибок, переменную errno) следует только тогда, когда нельзя использовать исключения (см. рекомендацию 62), а также для ситуаций, которые не являются ошибками. К другим методам, таким как экстренное завершение программы (или плановое завершение с освобождением ресурсов и т.п. действиями), следует прибегать только в ситуациях, когда восстановление после ошибки невозможно (или не требуется).
Генерируйте исключения по значению, перехватывайте — по ссылкеРезюме
Генерируйте исключения по значению (не через указатель) и перехватывайте их как ссылки (обычно константные). Эта комбинация наилучшим образом соответствует семантике исключений. При повторной генерации перехваченного исключения предпочтительно использовать просто оператор throw;, а не инструкцию throw e;.
Уведомляйте об ошибках, обрабатывайте и преобразовывайте их там, где следуетРезюме
Сообщайте об ошибках в тот момент, когда они обнаружены и идентифицированы как ошибки. Обрабатывайте или преобразовывайте их на самом нижнем уровне, на котором это можно сделать корректно.
Избегайте спецификаций исключенийРезюме
Не пишите спецификаций исключений у ваших функций, если только вас не заставляют это делать внешние обстоятельства (например, код, который вы не можете изменить, уже ввел их; см. исключения к данному разделу).
По умолчанию используйте vector
Очень важно использовать "правильный контейнер". Если у вас есть весомые причины выбрать определенный тип контейнера, используйте тот контейнер, который наиболее подходит для вашей задачи.
Если конкретных предпочтений нет, возьмите vector и спокойно работайте, зная, что вы сделали верный выбор.
Вместо массивов используйте vector и stringРезюме
Избегайте реализации абстракции массива посредством массивов в стиле С, арифметики указателей и примитивов управления памятью. Использование vector или string не только сделает проще вашу жизнь, но и позволит написать более безопасную и масштабируемую программу.
Используйте vector (и string::c_str) для обмена данными с API на других языкахРезюме
vector и string::c_str служат шлюзом для сообщения с API на других языках. Однако не полагайтесь на то, что итераторы являются указателями; для получения адреса элемента, на который ссылается vector<T>::iterator iter, используйте выражение &*iter.
Храните в контейнерах только значения или интеллектуальные указателиРезюме
Храните к контейнерах объекты-значения. Контейнеры полагают, что их содержимое имеет тип значения, включая непосредственно хранящиеся значения, интеллектуальные указатели и итераторы.
Предпочитайте push_back другим способам расширения последовательностиРезюме
Используйте push_back везде, где это возможно. Если для вас не важна позиция вставки нового объекта, лучше всего использовать для добавления элемента в последовательность функцию push_back. Все прочие средства могут оказаться как гораздо менее быстрыми, так и менее понятными.
Предпочитайте операции с диапазонами операциям с отдельными элементамиРезюме
При добавлении элементов в контейнер лучше использовать операции с диапазонами (т.е. функцию insert, которая получает пару итераторов), а не последовательность вызовов функции для вставки одного элемента. Вызов функции для диапазона обычно проще написать, легче читать, и он более эффективен, чем явный цикл (см. также рекомендацию 84).
Используйте подходящие идиомы
Для того чтобы действительно избавиться от излишней емкости контейнера, воспользуйтесь трюком с использованием обмена, а для реального удаления элементов из контейнера — идиомой erase-remove.
Используйте отладочную реализацию STLРезюме
Безопасность превыше всего (см. рекомендацию 6). Используйте отладочную реализацию STL4, даже если она имеется только для одного из ваших компиляторов, и даже если она используется только для отладочного тестирования.
Предпочитайте вызовы алгоритмов самостоятельно разрабатываемым цикламРезюме
Разумно используйте функциональные объекты. В очень простых случаях написанные самостоятельно циклы могут оказаться более простым и эффективным решением. Тем не менее, вызов алгоритма вместо самостоятельно разработанного цикла может оказаться более выразительным, легче сопровождаемым, менее подверженным ошибкам и не менее эффективным.
При вызове алгоритма подумайте о написании собственного функционального объекта, который инкапсулирует всю необходимую логику. Избегайте объединения связывателей параметров и простых функциональных объектов (например, bind2nd, plus), что обычно снижает ясность кода. Подумайте об использовании лямбда-библиотеки [Boost] , которая автоматизирует задачу написания функциональных объектов.
Пользуйтесь правильным алгоритмом поискаРезюме
Данная рекомендация применима к поиску определенного значения в диапазоне. При поиске в неотсортированном диапазоне используйте алгоритмы find/find_if или count/count_if. Для поиска в отсортированном диапазоне выберите lower_bound, upper_bound, equal_range или (реже) binary_search. (Вопреки своему имени, binary_search обычно — неверный выбор.)